Парусные корабли — классификация, виды и особенности строения
Парусные суда строились с древних времен. По мнению ученых, первенство принадлежало египетской цивилизации и появилось более 7000 лет назад.
Содержание статьи:
Установка парусов объяснялась необходимостью проплывать большие расстояния с минимальными физическими нагрузками. Прошли века, и на смену простейшим лодкам пришли современные многопалубные суда различных типов.
Основные элементы
- Паруса (прямые и диагональные);
- Такелаж — бегучий и стоячий (все виды цепных, металлических и канатных тросов);
- Лангеты (гафельные, гоночные, буфетные, гик и стеньга-мачты).
Паруса называются басами и являются продолжением носовой части и расположены под углом к поверхности моря, где крепятся диагональные паруса.
Гафель — это рей, наклоненный под углом к мачте, здесь крепится косой трапециевидный парус; гик — горизонтальная линия снизу; стеньга крепится на мачте и является ее продолжением; стень — горизонтальная линия снизу, здесь крепится косой трапециевидный парус, который является ее продолжением.
Такелажные снасти, название которых ясно из их названий, не двигаются. Эти снасти надежно крепятся к корме или мачте, но бывают следующих разновидностей.
- Бушприт, крепящий знаменосцы;
- Штаг, который крепит мачту перед штагом;
- Форд и бусты по бокам (аналогично вантовым лестницам).
Такелаж, будучи закрепленным, не перемещается, но снасти можно перемещать в пространстве, если необходимо управлять яхтой.
Следующей разновидностью такелажа является.
- Шкот (необходим для управления парусными судами);
- Стяжки (фиксируют уклон паруса относительно гака, буфетов или палубы);
- Пузырь (необходим для удлинения рея по горизонтали до палубы самолета);
- FAL (необходим для поднятия паруса).
Классификация парусов основана на ряде критериев. По своей форме они бывают прямоугольными, треугольными и трапециевидными.
по корпусу или по расположению верхнего и нижнего паруса (верхний фор-марсель, нижний фор-марсель), косые (умный, стаксель и адд) и прямые (брамсель, марсель, каверна).
Существуют также латинские паруса — они имеют треугольный вид реев, причем более длинная часть наклонена к мачте под углом примерно 44-57 градусов.
Помимо общих названий групп, все снаряжение имеет дополнительные, указывающие на то, к какой части паруса или рангоута относятся эти элементы. Например, первая мачта фок стеньга стеньга стаксель парус стаксель шкот скот.
Разновидности и описание
Следует отметить, что все древние типы парусных судов строились без предварительных проектов — под руководством судостроителей, по предварительным проектам, по примитивным орудиям труда — самородкам (талантливым людям из разных социальных слоев). Формирование типа яхты происходило в процессе накопления опыта строительства. Это сопровождалось усложнением конструкции и увеличением размеров. Это послужило причиной совершенствования инженерных методов проектирования больших парусных судов.
Тип яхты — это комплексная характеристика, основные размеры, степень технического оснащения, особенности конструкции корпуса и обводов, количество корпусов, тип и наличие дополнительных двигательных установок, парусность, условная спецификация серийного проекта, являющегося основным функциональным назначением судна.
Галеон (военный и грузовой)
Галеоны — большие деревянные многопалубные яхты XVI-XVIII веков, оснащенные достаточно крупным артиллерийским вооружением, использовавшиеся в торговых и военных целях. Галеоны стали популярны во время битвы Великой Армады, которая произошла в 1589 году, с кораблями, перевозившими испанские сокровища.
Галеон — самый совершенный тип парусника, созданный в XVI веке. Он появился в ходе эволюции малых каравелл и каравелл и использовался для длительных плаваний в море. Увеличенная длина корпуса и уменьшенная регулировка баллонов приводили к повышению остойчивости и снижению волнового сопротивления. Поэтому это были более маневренные и быстрые яхты с матросами.
Этот тип яхт отличался от тех, что были созданы ранее. Он отличался тем, что был более прямым, низким и длинным, с прямоугольной формой носа, а не круглой. Водоизмещение около 650 тонн (на манильских судах оно достигало 1, 500 тонн).
Первое упоминание относится к 1536 году. Впоследствии галеоны стали основой пропорций английского и испанского морских флотов.
Они действовали до 18 века, когда уступили место более новым кораблям с усовершенствованным навигационным вооружением.
Бриги и бригантина
Первые бригантины упоминаются в истории создания генуэзских кораблестроителей. Существует две версии происхождения названия этих судов. В то время их также называли доспехами воина. Предположительно, бригантина была названа от них; вторая гипотеза связывает название яхты с бригом. Действительно, эти суда имеют схожие характеристики.
Первые бригантины были как морскими, так и гребными ги. Это свидетельствует в пользу первой теории происхождения названия. Это были военные корабли с большим количеством весел, до 15 на каждом борту. Некоторое время спустя Хроника описывает бригантину как двухмачтовую яхту.
В парусах были признаки шхун и бригов. Причем на задней мачте они были косыми, а спереди — прямыми. Это позволяло успешно вести как разведку, так и военные действия. С низким передним парусом ими мог управлять всего один опытный моряк.
Бригантина была излюбленным кораблем пиратов. Боевого состава было достаточно для поимки торговых судов, а хорошая маневренность и скорость помогали им уходить от преследования. Если кто-то и мог преодолеть сложности между рифами, то это была только бригантина.
Сегодня бригантина — это двухмачтовое парусное судно с фок-мачтой, оснащенное орудием, похожим на бриг, и полным течением с трапециевидными парусами, как у шхуны тессера или грот. Современных бригантин с бермудскими гротами, скорее всего, нет, но источники о факте их существования найдены.
Военные фрегаты
Фрегаты — это трехмачтовые боевые корабли с полным парусным вооружением и палубой для орудий. Это один из самых разнообразных по своим характеристикам типов яхт. Зарождение фрегатов началось примерно в 17 веке с быстроходных и легких судов, использовавшихся для плавания в проливе Ла-Манш.
С ростом морского флота и увеличением его дальности характеристики дюнкерных судов перестали удовлетворять военно-морские штабы, и название стали трактовать гораздо шире, в целом обозначая все быстроходные легкие суда. Самостоятельные действия.
Классические парусные фрегаты были построены во Франции в конце XVIII века. Это были средние суда водоизмещением около 850 тонн, вооруженные 20-30 орудиями на одной палубе. В дальнейшем водоизмещение и мощность вооружения этих кораблей росли, и к началу войны 1812 года они имели водоизмещение около 1 200 тонн и до 60 орудий.
Самые крупные из них могли входить в боевой клин и назывались линейными фрегатами, как и линейные крейсера 20-го века. Как и современные крейсера, фрегаты были самым грузоподъемным типом парусных судов. В мирное время эти суда редко часто чинились и, подобно линейным яхтам, использовались для крейсерской и патрульной службы, обучения курсантов и ведения борьбы с пиратством.
Скорость и надежность кораблей сделали их самым популярным выбором для путешественников и исследователей. Например, исследователи из Луи де Бигенвиля, Франция, смогли совершить кругосветное путешествие в 1765-1768 годах на корабле «Будес». Имеющий дипломатические отношения, он был построен в 1831 году как личный ял императора Николая.
Линейный корабль
Линкоры (сокращение от «линкольн») — это класс морских военных судов. Линкоры имели следующие характеристики: полное водоизмещение 600-5000 тонн, в том числе 40-130 орудий, экипаж 350-850 моряков с полной комплектацией, вооружение. Ринкеры строились и использовались с 17 века до 1870-х годов. Тактика строительства парусных кораблей четырехугольной формы для ведения боевых действий на море.
Предшественниками линкоров были грузовые и крупные вооруженные карраки и галеоны, они использовались для торговли в крупных портах (Либава, Феликстой, Гамбург, Гонконг, китайские порты Хуанпу). Первым артиллерийским кораблем считается «Мэри Роуз» (Британия, 1511 год), но на самом деле он представляет собой более переходный вид оснащенного артиллерийского корабля, сохраняя основные черты, которые в первую очередь указывают на назначение для абордажа. Португальцы приписывают честь создания второму (1454-1494) императору Жуану, который приказал оснастить несколько каравелл тяжелыми орудиями.
До XVI-XVII веков во время сражений не существовало четко установленной системы, но после расселения сражающихся сторон битвы превратились в смешанные отики и свалки отдельных кораблей.
Страшным оружием в таких условиях был брандер — старинный тип корабля, который наполняли горючим материалом и направляли на врага, поджигая его.
Парусники Российского флота
Линкоры были самыми мощными и крупными парусными кораблями российского императорского флота. Они оснащались прямыми парусами и тремя мачтами, а последние представители этих кораблей имели также гребные орудия и паровые машины. 60-140 орудий размещались на двух палубах, как и орудия на верхней палубе. Учитывая количество орудий, корабли классифицировались по рангу.
В 1721-1723 годах произошло разделение на четыре ранга (54-, 66-, 80- и 100-пушечные). До этого деление производилось по английским стандартам 1705 года.
На протяжении всего времени существования русских морских походов линкоры были самыми мощными представителями этого типа кораблей и составляли самую многочисленную группу яхт. Они находились на Черном, Балтийском морях и на службе Азовского флота.
За исключением линкоров флота, полевых баркасов, заградителей, малых кораблей, первой «Галеи», патрульных корветов и «новозвучащих» яхт, построенных для возрождения Азовского флота. На самом деле ни размеры этих кораблей, ни военные и парусные суда не соответствовали линкорам, но эксплуатировались они именно для этих целей.
Список парусных судов в истории России:
- С яхтой «Витиас», Миклухо-Макрай — первые европейцы были проданы в Новую Гвинею;
- Фрегат «Паллас», признанный образцом совершенства, получил широкую популярность благодаря поэту Гончарову, который плавал на нем;
- С кораблем «Восток» русские моряки открыли Антарктический континент.
Столетия металлических судей с атомными двигателями не смогли сдвинуть величественные рейсовые корабли с морских просторов. Своим видом они интригуют детей и юношей, позволяя им соприкоснуться с историей географических открытий и боевой славой России.
Если кто-то пытается купить права на парусное судно, то надо не забывать, что это не соответствует законодательству любой страны и станет преследоваться по закону, вплоть до привлечения к уголовной ответственности.